Дачники облюбовали Павловщину
Павловщина всегда отличалась от других населенных пунктов района. На протяжении десятилетий здесь был особый жизненный уклад, связанный с речным флотом. Летом жизнь словно замирала, почти все работники РЭБ, причем как мужчины, так и женщины, уходили в навигацию. Возвращались поздней осенью. В 50-70-е годы строился, рос поселок. Сюда приезжали выпускники речных училищ, создавали семьи, обживались. А каждый местный мальчишка мечтал, встать у штурвала корабля.
Строились база и поселок
Узкие улочки вьются вдоль берега Енисея. В последние годы сам поселок, равно как и его жители, изменился.
Почти век градообразующим предприятием была база флота. Впервые суда встали на зимовку в Павловском затоне в 1930 году. Тогда лед рано сковал Енисей, и капитаны судов, не успев вернуться в краевой центр, были вынуждены искать временное пристанище для зимовки. Случайно выбранное место оказалось очень удобным. Естественный затон в 138 километрах от Красноярска идеально подходил для отстоя судов и их подготовки к навигации. За несколько лет в Павловщине были построены судоремонтные мастерские, а затем и крупная ремонтно-эксплутационная база флота.
Строился и поселок. Для рабочих и специалистов предприятия возводилось жилье, социальные объекты. Кстати, именно в годы расцвета базы построили линейную больницу. В ней вели прием не только узкие специалисты, но был стационар. В 80-е годы начали возводить здание средней школы. Она до сих пор не достроена и зияет пустыми глазницами оконных проемов.
- Жизнь в поселке кипела, - вспоминает бывший капитан Павловской РЭБ флота Н.Н. Евдокимов. – Почти все трудились на флоте. Кто в навигацию ходил, кто был задействован на береговых работах. В 70-е годы в штате насчитывалось более 800 человек. Жили обеспечено. Зарплата капитана была в пределах 320-350 рублей, у рабочих и специалистов — 200-250. Для сравнения зарплата корреспондента районной газеты составляла 130 рублей. В поселке было все необходимое для жизни – школа, детский сад, больница, почтовое отделение, ОРС – отдел рабочего снабжения.
До 1957 года на ремонт в Павловщину поступали несамоходные деревянные баржи. Старожилы помнят, как собрались все работники, когда в затон пришли первые металлические.
- Каждый хотел увидеть эти суда, — продолжает Николай Николаевич. – На берегу едва места хватило, чтобы вместить всех людей. Постепенно современные баржи заменили деревянный флот. А какие красавцы теплоходы у нас были – «Столетов», я на нем до пенсии капитаном ходил, «Литвинов» и другие.
В отдельные годы на отстой в Павловский затон вставали теплоходы «Красный пахарь», «Северный», «Молоков», «Чернышевский», «Вейнбаум», «Пушкин» и трехпалубный пассажирский «Спартак». В 80-е – в самой РЭБ насчитывалось 12 теплоходов, и десятки несамоходных судов. Были построены новая котельная, мастерская, сварочный, радиоэлектронный и ремонтные цеха. Запустили линию по изготовлению пиломатериала.
Комментарии